Автостоп

Перейти к: навигация, поиск

Автостоп -- метод передвижения на попутном транспорте, обычно автомобилях, откуда и его название. Впрочем, автостоп не исключает любое средство передвижения, в том числе водный, авиационный, железнодорожный или любой иной вид транспорта, кроме, разве что, трубопроводного. Другое дело, что уехать другим транспортом может быть достаточно сложно из-за его редкости (например, речные или морские суда) или требований режима (авиация или железнодорожный транспорт) или из-за невозможности быстро и напрямую связаться с тем, кто принимает решение о перевозке.

Техника автостопа

Часто разные книжицы об автостопе создают вокруг такого способа передвижения целый культ, формулируя ряд специальных навыков и знаний, которыми автостопщик, в идеале, должен обладать, и норм и требований, которым он должен удовлетворять, чтобы прийти к успеху. Имея достаточный опыт автостопа, думаем, что в этом есть большая доля лукавства. Значительная часть таких правил просто придумана, и смысл их большей частью заключается в формировании у людей, использующих автостоп, восприятия их авторов, как источников неких сакральных знаний об автостопе, путешествовать без которых нельзя. Так создается особая каста, "идеал" для подражания и, в конечном счёте, рынок для продаж подобной литературы.

Без всей этой макулатуры вполне можно обойтись, что подтверждает и опыт сотен людей, путешествовавших автостопом когда авторов этих книжиц еще не было и в проекте. Но неправильно было бы отрицать особые условия, в которых человек находится во время поиска попутного транспорта и в пути. Главным образом они относятся к вопросам безопасности путешествия, стратегии и тактике его организации, использования снаряжения и, пожалуй, психологии общения, и в ним нужно быть готовым, отправляясь в путь.

Стратегия и тактика

  • Планирование путешествия. Выбор страны, региона (стабильность). Составление маршрута. Остановки.
  • Выезды и транзит населенных пунктов.
  • Питание, отдых и ночлег.

Безопасность

  • Поведение на дороге. С точки зрения ПДД, "автостопщиков" на дороге нет, и всех людей, находящихся на проезжей части Правила рассматривают как пешеходов, определяя их обязанности. Направление движения. Сигнальный жилет со светоотражающими элементами.
  • Выбор точки для "голосования". При выборе места стоит, в первую очередь, ориентироваться на требования Правил дорожного движения. Пункт 12.4 ПДД перечисляет места, где остановка транспорта запрещена:
  1. на трамвайных путях, а также в непосредственной близости от них, если это создаст помехи движению трамваев;
  2. на железнодорожных переездах, в тоннелях, а также на эстакадах, мостах, путепроводах (если для движения в данном направлении имеется менее трех полос) и под ними;
  3. в местах, где расстояние между сплошной линией разметки (кроме обозначающей край проезжей части), разделительной полосой или противоположным краем проезжей части и остановившимся транспортным средством менее 3 м; 4) на пешеходных переходах и ближе 5 м перед ними;
  4. на проезжей части вблизи опасных поворотов и выпуклых переломов продольного профиля дороги при видимости дороги менее 100 м хотя бы в одном направлении;
  5. на пересечении проезжих частей и ближе 5 м от края пересекаемой проезжей части, за исключением стороны напротив бокового проезда трехсторонних пересечений (перекрестков), имеющих сплошную линию разметки или разделительную полосу;
  6. ближе 15 метров от мест остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси, обозначенных разметкой 1.17, а при ее отсутствии - от указателя места остановки маршрутных транспортных средств или стоянки легковых такси (кроме остановки для посадки и высадки пассажиров, если это не создаст помех движению маршрутных транспортных средств или транспортных средств, используемых в качестве легкового такси);
    Дорожный знак 3.27 "Остановка запрещена".
  7. в местах, где транспортное средство закроет от других водителей сигналы светофора, дорожные знаки, или сделает невозможным движение (въезд или выезд) других транспортных средств (в том числе на велосипедных или велопешеходных дорожках, а также ближе 5 м от пересечения велосипедной или велопешеходной дорожки с проезжей частью), или создаст помехи для движения пешеходов (в том числе в местах сопряжения проезжей части и тротуара в одном уровне, предназначенных для движения маломобильных граждан);
  8. на полосе для велосипедистов.

Также остановку автотранспорта прямо запрещает дорожный знак 3.27 "Остановка запрещена", который дублируется желтой линией разметки 1.4. Зона действия знака: до ближайшего по ходу движения перекрестка; до начала населенного пункта; до конца населенного пункта; до знака 3.31 "Конец зоны всех ограничений" или распространяется на расстояние, указанное на табличке 8.2.2. и на указанный вид транспортного средства.

Понятно, что в жизни бывает разное, и эти правила не всегда соблюдаются, например, приходится голосовать на остановке общественного транспорта, но знать эти нормы и стараться следовать им необходимо.

  • Первый контакт с водителем.

Снаряжение

  • Одежда. Рюкзак. Бивачное снаряжение. Аптечка.
  • Продукты, вода.

Психология

  • Общение в пути. Общение с местным населением.

Автостоп-Культ

На базе представлений о доступности автостопа, его бесплатности ("Халява!") в молодежных кругах сформировался своеобразный культ автостопа. Его апологеты пропагандируют в массах некое почти сакральное знание, на поверку состоящее из смеси стандартных туристских навыков, некогда преподававшихся в турклубах на курсах начальной туристской подготовки, основ географии и страноведения и правил дорожного движения. Все это вполне укладывается в кругозор среднестатистического человека, получившего стандартное образование и следующего здравому смыслу, однако некоторыми яркими представителями автостопного хобби представляется, как сложная наука, овладение которой возводит человека в особую касту.

Классический пример поведения офигевшего "автостопщика"

Передвижение автостопом у наиболее одиозных представителей этого племени считается единственным достойным способом путешествий, а само стремление получить услуги по транспортированию его тела в пространстве бесплатно со временем приводят их к мысли, что получать бесплатно можно не только подвоз по пути, но также и еду, кров и прочие материальные ресурсы. Несмотря на то, что все это сильно напоминает повседневную жизнь бомжей, у таких "автостопщиков" формируется понимание, что они не только могут получать все подобные блага бесплатно, но и просто вправе их получать, а обязанность окружающих -- их предоставлять по первому требованию такого "автостопщика".

Подобная эволюция автостопщика чаще всего заканчивается его окончательной забронзовелостью и бескомпромиссностью мнений; классический пример субъекта от автостопа, для которого существует либо свое либо неправильное мнение - Gril. Подобные персонажи часто выступают мотиваторами и целых объединений автостопщиков, таких, как, например, Академия вольных путешествий, Петербургская лига автостопа или Гильдия мастеров автостопа, хотя основная их цель - не мифическое "развитие автостопа", а популяризация самих себя в массах как источников некоего сакрального знания и "элиты" путешествующих людей.

Ссылки